Trojan.Winlock (Винлокер) — семейство вредоносных программ, блокирующих или затрудняющих работу с операционной системой, и требующих перечисление денег злоумышленникам за восстановление работоспособности компьютера. Впервые появились в конце 2007 года. Широкое распространение вирусы-вымогатели получили зимой 2009—2010 года, по некоторым данным оказались заражены миллионы компьютеров, преимущественно среди пользователей русскоязычного Интернета. Второй всплеск активности такого вредоносного ПО пришелся на май 2010 года.
Что делать в случае заражения Trojan.Winlock:
1) Ни в коем случае нельзя выполнять требования злоумышленников. Следует помнить, что стоимость SMS может доходить до нескольких десятков долларов независимо от указанной в «интерфейсе» вируса. Практически во всех случаях после отправки SMS обещанный код разблокировки не приходит.
В случае предлагаемой оплаты по SMS можно позвонить в службу поддержки контент-аггрегатора, которому принадлежит номер. Часто они могут сообщить код разблокировки.
При возможности воспользоваться онлайн-сервисами подбора кода разблокировки на сайтах производителей антивирусного ПО.
В случае предлагаемой оплаты по SMS можно позвонить в службу поддержки контент-аггрегатора, которому принадлежит номер. Часто они могут сообщить код разблокировки.
При возможности воспользоваться онлайн-сервисами подбора кода разблокировки на сайтах производителей антивирусного ПО.
2)Произвести полное сканирование компьютера антивирусной утилитой со свежими обновлениями антивирусной базы (например, «одноразовым» антивирусом
Вы должны зарегистрироваться, чтобы увидеть внешние ссылки
или
Вы должны зарегистрироваться, чтобы увидеть внешние ссылки
, скачать его желательно со «здорового» компьютера, даже в случае успешной разблокировки системы подбором кода).
3)Если вирус блокирует доступ к определенным ресурсам Интернет (обычно к популярным социальным сетям и сайтам с антивирусным ПО), необходимо удалить лишние записи (кроме строки «127.0.0.1 localhost») из файла C:\WINDOWS\System32\drivers\etc\hosts и очистить кэш DNS (командой ipconfig /flushdns (Пуск->Выполнить ->Cmd.exe->ввести и выполнить команду от имени администратора), а также очистить cookies и кэш в браузере.
4)В некоторых случаях помогает перестановка даты в BIOS на пару лет назад.
5)При полной блокировке можно загрузиться в систему с помощью
Вы должны зарегистрироваться, чтобы увидеть внешние ссылки
и попытаться удалить трояна при помощи антивирусов.
6)Открыть диспетчер задач (если это возможно). Посмотреть процессы на предмет подозрительных. Попробовать завершить процесс. Скорее всего, процесс перезапустится. Перезагрузиться в безопасном режиме и удалить программу вручную.
7)Если троян блокирует обычный безопасный режим, то при нажатии клавиши F8 необходимо выбрать безопасный режим с поддержкой командной строки. На данный момент времени большинство винлокеров не способны его заблокировать. После загрузки надо запустить редактор реестра при помощи команды regedit и искать там подозрительные записи. В первую очередь необходимо проверить ветку HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon, в частности в параметре Shell должно быть написано explorer.exe, а в параметре Userinit - C:\WINDOWS\System32\userinit.exe, (обязательно с запятой). Если там всё в порядке, необходимо проверить этот же путь, но в ветке HKEY_CURRENT_USER. Также желательно проверить ветки, в которых прописаны автозагружаемые программы, например HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run. В случае обнаружения подозрительных записей, их необходимо заменить на стандартные значения (в случае с автозагрузкой удалить). После перезагрузки и входа в систему трояна можно удалить вручную по уже известному пути. Этот способ хоть и эффективен, но подходит только для опытных пользователей.
8)Кроме того, некоторые трояны заменяют собой один из файлов userinit.exe, winlogon.exe и explorer.exe в соответствующих каталогах. Рекомендуется восстановить их из дистрибутива или каталога C:\WINDOWS\System32\DLLCACHE.
9)Троян может создавать раздел HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Image File Execution Options\userinit.exe, где прописывает вызов своего исполняемого файла (чаще всего debug.exe), а для возобновления работы системы необходимо удалить данный раздел.